Наш город
Глава города
Администрация
Дума
КСП
Избирательная комиссия
19.04.2017

1. Информация, которую должны знать родители несовершеннолетних

В 2015–2017 годах особенно актуальной стала проблема суицидов среди подростков, связанная с появлением в сети Интернет различных социальных групп депрессивного характера (так называемых групп смерти), наибольшее количество которых зарегистрировано в социальной сети «В контакте».

В настоящее время в социальной сети «В контакте» функционируют несколько тысяч сообществ, в том числе несколько сотен закрытых, с многочисленными участниками, преимущественно несовершеннолетними, проповедующих субкультуру, связанную с дискредитацией общепринятых ценностей и норм поведения в обществе, а также пропагандой деструктивных форм поведения (агрессия, самоубийство, употребление наркотических средств, депрессивные состояния и прочее).

Как правило, подростки сначала втягиваются в игры, например, «Драган некст», группы типа «порезы», они активно просматривают японские аниме с видом крови на черно-белом фоне и хикикаморе, пропагандирующие жизнь детей без родителей.

Впоследствии подростку предлагается стать участником группы депрессивного характера социальной сети «В Контакте» типа, «СУИЦЫД» «Море китов», где участники группы подталкивают его к совершению суицида, предлагая участие в так называемой «игре» с исчислением времени и прохождением соответствующих этапов втайне от родителей и родственников, по итогам которой он должен будет совершить самоубийство.

В процессе игры подростку присваивается номер, в соответствии с которым он должен совершить суицид, даются различные задания, обязательные к исполнению (сделать фото (селфи) на крыше или на мосту, рисунки с изображением китов, бабочек, дельфинов или единорогов, фото с сигаретами, спиртными напитками, порезами, купить дневник с изображением крови или убийства и др.).

Кроме того, ему высылаются подробные инструкции о том, как выбрать способ совершения суицида, как находить аналогичные группы в Интернете в случае их закрытия, как вести себя с родителями, скрывать от них факт подготовки к совершению самоубийства. Перед совершением суицида подростки согласно имеющимся инструкциям удаляют все возможные аккаунты, созданные при общении в указанных группах.

Навязанное поведение и формирующееся у несовершеннолетнего негативное мышление зачастую являются губительным для подростка, поскольку он независимо от своего желания начинает вести асоциальный образ жизни, выражающийся в отказе от учебы, нормальных отношений со сверстниками и родными. Подросток начинает курить, употреблять спиртные напитки и наркотические средства, лекарственные препараты, не зная прямого их назначения, крепкий кофе и чай в больших количествах, отказывается от еды, сна, то есть совершает действия, каждое из которых является губительным для ребенка. Так, например, девочкам внушается, что они толстые, и рекомендуются лекарственные препараты, которые необходимо принимать только под контролем врача, именно те, у которых побочным эффектом является в том числе и состояние депрессии.

Подростков приучают отвергать любую религию и склоняют, как правило, к сатанизму. Они часто состоят в группах данного направления. Сказанное подтверждается сохраненными фото- и видеоматериалами антирелигиозного направления на личных страницах в «ВКонтакте» большинства детей, состоявших в указанных группах, а также различными надписями на стенах и символикой в местах совершения самоубийств.

Несовершеннолетних развращают мультфильмами, аниме, фото- и видеоматериалами порнографического содержания с последующей целью вызова сомнения у подростка в его половой принадлежности или половой ориентации. Проводится работа по так называемому гендерному «развитию», и разрушению моральных и нравственных ценностей. Нарушается физическое и нравственное формирование несовершеннолетнего, у которого постоянно провоцируется интерес к сексу и побуждается половое влечение к лицам того же пола. В рамках выполнения игровых заданий, получения призов, бонусов и т. д. несовершеннолетним ставится задача сделать и прислать фотографию с изображением как он обнимает и целует мальчика или девочку, т. е. партнера своего пола.

В результате психологического воздействия у ребенка развивается отсутствие желания жить, он начинает испытывать чувство одиночества, своей ненужности, непонятости со стороны окружающих, происходит идеализация смерти и суицида как способа решения всех проблем. По данным психологов, несовершеннолетние в данный период, следуя рекомендациям, причиняют себе травмы, в том числе в виде порезов на запястьях рук или на других скрытых одеждой частях тела. В данных случаях не преследуется цель самоубийства, это рассматривается ими как форма наказания себя болью (фотографии в приложении).

Одним из требований к «играющим» является ведение специфического личного дневника, который можно сделать самим или приобрести в обычном книжном магазине. Имеются в свободной продаже и запрещенные книги («50 дней до моего самоубийства» Стэйс Крамер), школьные дневники для расписания занятий, также связанные с темой деструктивного поведения и суицидов. В настоящий момент запущена и пользуется большим спросом среди несовершеннолетних любого возраста компьютерная игра «СИМС 3», одно из приложений которой полностью соответствует книге «50 дней до моего самоубийства».

Одним из заданий для участников «игр» является уход из дома с целью якобы проверки отношения к ним родителей, на самом деле это ведет к разладу в семье и усиливает депрессию ребенка. По оперативной сводке МВД России, ежедневно в случае обращения родителей регистрируется от 80 до 130 уходов несовершеннолетних из дома. Возможно, большая часть детей, попадающая в сводки, относится как раз к этой категории.

Когда дети психологически готовы к совершению суицида, им раздают порядковые номера для очередности его совершения и задания, которые выполняются под постоянным (независимо от времени суток) контролем. Дети должны заходить в группы ночью, как правило, с 4.00 утра, и находиться в них до 5–6 утра. Несовершеннолетний, не высыпаясь, находясь под воздействием в том числе психоделической музыки и вредоносного контента суицидальной направленности, теряет чувство реальности и легче поддается «зомбированию». Ему внушается, что смерть – это геройский поступок, уход из жизни романтизируется. При этом подросткам внушается, что, умирая, сознание переходит в так называемый «глубинный Интернет» и продолжает там жить, происходит возрождение к жизни с записанной руководителями группы матрицы сознания. Отсюда и названия групп F 23, F 57,F 58 и т. д. Для этого используются аккаунты уже погибших детей, входивших в группу, с этих аккаунтов участникам «игры» пишут, что бояться не нужно и им там хорошо.

Детей специально учат скрывать от родителей, учителей и сверстников свое реальное внутреннее депрессивное состояние, что не позволяет родителям и школьным психологам своевременно выявлять такие моменты и своевременно реагировать. Подростки в этот период создают дополнительно несколько аккаунтов. Один для родителей и родственников – «показательный», другой для «реального общения». Материалами уголовных дел задокументировано наличие у погибших несовершеннолетних, как правило, до четырех активно используемых страничек в сети «ВКонтакте». Методы воздействия схожи с применяемыми при вербовке в террористические организации. При этом родители и учителя в школе списывают поведение на переходный возраст, неадекватность поведения и в случае гибели несовершеннолетнего не могут выделить истинные причины случившегося.

Важно отличать суициды, совершенные подростками после участия в подобных группах, от суицидов, совершенных в виду сложных отношений в семье или школе.

В результате опросов родителей подростков, совершивших неудачные попытки суицидов и оставшихся живыми, установлено, что всем попыткам суицида предшествовали проблемы личного и семейного характера, после чего подростки, находясь в подавленном или депрессивном состоянии, начинали искать в сети «Интернет» ответы на свои вопросы.

В ходе воспитания, а также наблюдения за подростками родителям, педагогам, и иным заинтересованным лицам необходимо выяснять:

- велся ли несовершеннолетним дневник, его местонахождение,

- рисовал ли ребенок иероглифы, китов, дельфинов, бабочек, единорогов, медуз, изображения на религиозную и оккультную тематику, приобретались ли ему по его просьбе вещи с такими изображениями;

- употреблял ли ребенок в последнее время алкоголь (энергетические коктейли) или табак, таблетки, средства для похудения, наркотические средства;

- проявлял ли ребенок в последние несколько месяцев, какое-либо отрицание религии и стремление к «антирелигии», сатанизму,

- было ли у подростка стремление резко похудеть (анорексия),

- играл ли подросток в компьютерные игры, если да то в какие именно,

- находили ли на теле подростка какие-либо порезы на теле, в том числе надписи из царапин,

- не замечали ли случаев имитации ребенком порезов для селфи,

- каким видом технических средств пользовался несовершеннолетней для выхода в сеть Интернет (стационарный компьютер, мобильный телефон, смартфон, планшет, ноутбук и т.д.), их местонахождение, состояние, пароли,

- установить возможные места и точки доступа к Интернету (дома, в школе, кафе и т.д.), а также провайдеров,

- какими средствами связи пользовался, их местонахождение, какими абонентскими номерами, на кого они зарегистрированы,

- имелся ли у подростка доступ к «Skype», его логин и пароль;

- в каких социальных сетях зарегистрирован несовершеннолетний, его id-, логины, пароли; группы, участником которых он являлся, их тематика и влияние на поведение подростка.

При наличии у родителей (законных представителей) доступа к мобильным телефонам и компьютерам, подключенным к сети интернет, следует обратить внимание:

Имеются ли на странице подростка нарисованные картинки, фото - или видеоизображения, соответствующие надписи:

1) китов или дельфинов (выбрасываются на берег),

2) бабочек (живут один день),

3) единорогов (на них едет смерть),

4) медуз (живут вечно),

5) космоса, звезд или вселенной (вечность),

6) с сигаретами, алкоголем,

7) сатанинской, религиозной направленности,

8) фото сексуальной тематики с изображением мальчика с мальчиком или девочки с девочкой, ЛГБТ-направленности, толерантного отношения к нетрадиционной сексуальной ориентации, аниме эротического или порнографического содержания,

9) селфи на крышах высотных домов, высоких мостах, обрывах (когда ребенка готовят к падению с высоты),

10) селфи на железной дороге, поезда, рельсы (когда ребенка готовят к смерти от поезда),

11) ножи, лезвия от точилок, опасные бритвенные лезвия, порезы на различных частях тела или процесс нанесения их (селфхарм: когда ребенка готовят к вскрытию вен),

12) огнестрельное оружие и его применение (когда ребенка готовят к смерти от выстрела),

13) медицинские лекарственные препараты, в том числе для похудения, изображения различных наркотиков (когда ребенка готовят к смерти от их применения),

14) виселицы, различные петли и способы вязания узлов (когда ребенка готовят к смерти через повешение).

15) фото с закрытыми лицами (рукой, платком, капюшоном).

Рекомендации

для родителей по профилактике суицидов среди детей подростков

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида:

Сохраняйте контакт со своим ребенком.

Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное при этом делать акцент на мысли «Я – не просто родитель, я – твой друг».

Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (т.е. агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно для вас в жизни. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что не правильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – наш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Найдите баланс между свободой и не свободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений.

Позволяйте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.

Содействуйте ребенку в решении разных вопросов: помогите выбрать телепрограмму по интересам, читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет, ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск.

Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Памятка для педагогов и родителей

1. Соблюдайте спокойствие. Реально и трезво оцените ситуацию. Узнайте максимальное количество информации, это поможет вам сориентироваться и предпринять правильные шаги.

Что вы должны знать?

- Что такое суицид?

- Особенности подросткового суицида.

- Особенности аутодеструктивного поведения у ребенка.

- Признаки надвигающегося суицида.

- Способы вступления с контакт и его поддержание (с подростками группы риска по возникновению суицидального поведения).

- «группы смерти», особенности используемых ими технологий, возможности вмешательства в их деятельность и контроля за поведением подростка в ИНТЕРНЕТе.

- Особенности вашего подростка, его способы совладения, механизмы жизнестойкости и др.

Помните, что рискованное, аутодеструктивное поведение свойственно большинству подростков. При правильной организованной психологической среде оно постепенно само изживет себя. И, наоборот, при ажиотации, повышенном внимании, сильной эмоциональной вовлеченности взрослых в тему, риск суицидального поведения усиливается, растет его значимость в глазах подростка.

2. ИНТЕРНЕТ-пространство несет в себе и ресурс и угрозу. Оно достаточно мало поддается контролю. Взрослые должны научить детей видеть угрозы, которые могут исходить от сети ИНТЕРНЕТ. Подросткам надо рассказывать о том, как заметить, что ими, их сознанием манипулируют. Учить замечать по собственному состоянию вредоносное влияние: например, если тебе рекомендуют к прослушиванию музыку, и после этого у тебя ухудшается настроение, уходит радость – это вредит твоей психике, если музыкальный (звуковой) ряд сопровождается депрессивными картинами (видео) – это в чистом виде манипулирование сознанием, когда из позитивного состояния психика «выбивается» в депрессивное. Учите видеть опасность. Объясните, что человек может не заметить, когда он утрачивает контроль над ситуацией, когда, после очередного ИНТЕРНЕТ-«вливания» он не сможет выйти из нездоровья.

3. В любой ситуации повышенного суицидального риска задавайте вопросы: всё ли в порядке с моим ребенком и с нашими взаимоотношениями. Доверяю ли я своему ребенку? Делится ли он со мной своими проблемами, умеет ли рассказать о них. Сформированы ли навыки совладания, стрессоустойчивости? Или он привык убегать от проблем. Не прибегает ли он в контакте с вами к шантажу, демонстративности, манипуляции? Насколько развита эмпатия? Понимает ли он, чувствует ли ваше состояние. Знаете ли вы друзей ребенка? Его увлечения? Строит ли он сам или вместе с вами планы на будущее? Чувствую ли я любовь и уважение к своему ребенку? Если на все вопросы отвечается в позитивном и жизнеутверждающем формате, то вам следует лишь сохранять и преумножать накопленный позитивный опыт. Если что-то вызывает тревогу, следует задуматься, как можно это изменить. Не находите выхода, сами ищите помощи у специалистов. Не отчаивайтесь. В подростковом возрасте психика ребенка еще пластична. Всё можно изменить. Но меняться должен не только ребенок, но и взрослый, заинтересованный в позитивном результате.

4. Как разговаривать с детьми? Будьте искренними. Дети исключительно чувствительны к фальши. Говорите о своих чувствах и переживаниях. «Я расстраиваюсь. Мне не понятно. Мне больно». Когда говорите о случаях суицида, говорите в обобщенной форме: «Большинство подростков переживают кризис, это этап взросления, главное, научиться справляться», «Как тяжело родителям погибшего ребенка. Какое горе. Как жалко мальчика. Понимаю, он не справился, у него не получилось быть сильным. Но как жаль. Какая жизнь могла бы еще случиться». «Когда я думаю о тебе, я боюсь, что чему-то не научила тебя. Скажи мне, если нужно помочь. Всегда есть выход».

Если вы решили контролировать своего ребенка, ставите ему ограничения по ИНТЕРНЕТ-общению, использованию гаджетов и др., говорите ему правду, и говорите, что это про любовь: «Я знаю, что ты у меня хороший, но я не знаю, кто и какими средствами может влиять на тебя через ИНТЕРНЕТ-общение, я слишком тебя люблю, чтобы рисковать твоей жизнью, поэтому …». Договаривайтесь с ребенком: «Как я смогу понять, что с тобой все хорошо?», «Я хочу сказать, что если меня что-то будет беспокоить, то я …». Говорите искренне, говорите о значимости ребенка в вашей жизни, говорите про любовь.

5. Помните, нельзя проконтролировать всё. Ваша задача постепенно передавать ответственность за жизнь ребёнка ему самому. Постепенно, когда вы будете уверены, что он эту ответственность принимает и с ней справляется самостоятельно. Самостоятельность, ответственность, в том числе и за свою жизнь – вот цели вашего воспитания.

6. Формируйте антисуицидальные мотивы. Ответственность за свою жизнь – один из них. Такими мотивами может стать желание не причинять боли взрослым, близким, любовь к себе; наличие планов на будущее, религиозные установки, осуждение окружающих, страх смерти, самоповреждения, «некрасивость» смерти. На наш взгляд, в ситуации виртуальных игр, важным антисуицидальным мотивом является развенчивание героического и романтического ореола вокруг смерти. Это не геройство, не подвиг. Это человек, которым манипулируют. Он будет использован в чьих-то целях. Кто-то заработал дивиденды на неспособности ребенка не поддаваться влиянию. Это вызывает сочувствие, но не уважение. Не устраивайте ритуалов из смерти подростка. Не героизируйте его. Сочувствие и сожаление. И обсуждение как можно было помочь, можно ли было заметить. Учите детей понимать друг друга.

7. При открытом заявлении о суициде рекомендуем проконсультироваться с психиатром.

Помните, главным профилактическим средством от суицида является наша любовь и уважение к детям, сохранение с ними теплых и доверительных отношений. Дети должны осознавать, что они сильные, они многое могут сами, и есть взрослые, которые их поймут и будут рядом «Мы справимся».



Назад в раздел